Глава администрации сельского поселения
Памятка для населения по созданию ТОС
В соответствии с решением Совета депутатов Новорахинского сельского поселения от 28.01.2019 № 193 «Об утверждении положения об организации деятельности старосты населённого пункта Новорахинского сельского поселения» старосте населённого пункта установлены следующие гарантии:
«V1Гарантии деятельности старосты
51.1 Старосте устанавливаются следующие гарантии:
1) право старосты на прием в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления поселения по вопросам, связанным с осуществлением полномочий старосты;
2) право старосты на получение информации по вопросам, связанным с осуществлением полномочий старосты, от органов местного самоуправления поселения, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и о защите персональных данных;
3) возмещение старосте транспортных расходов, расходов на оплату услуг телефонной связи и иных расходов, связанных с осуществлением полномочий старосты.
51.2. Старосте за счёт средств бюджета поселения возмещаются следующие расходы, связанные с осуществлением полномочий старосты:
1) оплата телефонной связи;
2) транспортные расходы по фактическим затратам;
3) дополнительные расходы на приобретение канцелярских товаров, расходных материалов к оргтехнике, оплату услуг почтовой связи, копирования, печати, фотографии, связанные с осуществлением полномочий старосты по фактическим затратам.
51.3. Порядок предоставления компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий старостой
1) Для компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий старосты, староста ежемесячно не позднее 15 числа месяца вправе направить в адрес Главы администрации Новорахинского сельского поселения заявление о компенсации расходов, в котором указывается вид и период понесённых расходов, мероприятие, в связи с которым возникли расходы и реквизиты счёта для перевода компенсации. Компенсация возмещается по безналичному расходу.
2) К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствующие расходы.
3) Для подтверждения транспортных расходов:
а) в случае поездки на общественном транспорте:
проездной билет;
чек контрольно-кассовой техники или другой документ, подтверждающий произведённую оплату переезда общественным транспортом.
б) в случае использования личного транспортного средства:
чек контрольно-кассовой техники, подтверждающий приобретение топлива;
копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
документ, подтверждающий родство при использовании транспорта члена семьи старосты.
4)Для подтверждения дополнительных расходов:
документы, подтверждающие перечень приобретённых товаров и их оплату (товарный чек, чек контрольно-кассовой машины, счёт, договор и прочее);
квитанция об оплате услуг почтовой связи;
чек контрольно-кассовой техники или другой документ, подтверждающий произведённую оплату за приобретение топлива при использовании личного автомобильного транспорта;
слип, чек электронного терминала при проведении операции с использованием банковской карты.
51.3. Староста несёт ответственность за достоверность сведений, излагаемых в заявлении о компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий старосты, и в прилагаемых к нему документах.
Расходы, связанные с осуществлением полномочий старосты, подлежат компенсации в течение 14 рабочих дней с момента поступления Главе администрации заявления старосты.
Заявление о компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий старосты удовлетворению не подлежит в случае несоблюдения старостой требований настоящего раздела Положения.
В случае отказа в удовлетворении заявления о компенсации расходов, связанных с осуществлением полномочий старосты Глава администрации в течение 30 дней с момента поступления такого заявления направляет в адрес старосты мотивированное письмо об отказе в компенсации расходов».
Содержание и размер компенсационных расходов
(компенсируются по фактическим затратам),
связанных с осуществлением полномочий старостой:
-оплата мобильной телефонной связи 100 рублей ежемесячно;
-транспортные расходы и дополнительные расходы (приобретение канцелярских товаров, расходных материалов к оргтехнике, оплату услуг почтовой связи, копирования, печати, фотографии) связанные с осуществлением полномочий старосты не более 400 рублей в месяц.
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ТОС
По законодательству Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из форм организации активных граждан для решения вопросов и проблем конкретно взятых дворов, домов или улиц. Благодаря собственным инициативам, взаимодействию с властью и возможным привлечением спонсоров жители смогут решать актуальные вопросы благоустройства и выбирать, что необходимо в первую очередь сделать в их дворе или даже микрорайоне.
Создание территориального самоуправления жителями конкретного населенного пункта (на территории нескольких населённых пунктов) может поспособствовать скорейшей реализации всех предложений и идей. Организовавшиеся в ТОС граждане имеют возможность вносить на рассмотрение свои пожелания, после чего заниматься их достижением на практике. Как правило, все идеи носят локальный характер, а потому могут быть полезны и для других граждан. Проживающие рядом люди поддерживают друг друга в реализации отдельных инициатив, а потому развитие населенного пункта происходит довольно быстро.
Какие вопросы наиболее часто поднимаются в рядах представителей ТОСа? Это благоустройство места проживания, организация спортивных или детских площадок, сохранение культурного наследия, ликвидация свалок, проблема экологии и многое другое. К тому же у представленной формы самоорганизации есть одно существенное достоинство: все предложения, направленные от организации в органы местного самоуправления, обязательно должны быть рассмотрены.
ТОС может осуществлять свою деятельность в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон и иные территории проживания граждан. Создание территориального самоуправления будет способствовать реализации инициатив и предложений жителей. Организовавшиеся в ТОС граждане смогут формулировать свои предложения, идеи, обсуждать их и совместными силами реализовывать.
Создание ТОС в три этапа
Подробная инструкция
по созданию территориального общественного самоуправления
Создание территориального общественного самоуправления на соответствующей территории муниципального образования регламентируется статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В муниципальном образовании порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Этап 1
Создание ТОС инициируется гражданами, проживающими на соответствующей территории, которые формируют инициативную группу.
Инициативная группа – это группа граждан численностью не менее 5 человек, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении и объединившихся в целях созыва учредительного собрания (конференции) территориального общественного самоуправления и подготовки необходимых учредительных документов. Формируется на первом собрании из числа жителей предполагаемой территории ТОС.
На первом собрании граждан, выступающих с инициативой создания территориального общественного самоуправления, должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1) принятие решения о начале процедуры создания ТОС;
2) создание инициативной группы, избрание ее персонального состава и руководителя инициативной группы;
3) поручение инициативной группе подготовить:
— план-схему ТОС;
— проект Устава ТОС;
— наименование ТОС;
— запрос в местную администрацию о количестве совершеннолетних граждан, проживающих на территории создаваемого ТОС;
4) организация доведения до населения целей и задач создаваемого ТОС;
5) организация проведения учредительного собрания (конференции) ТОС;
6) иные организационные вопросы.
Инициативная группа:
— направляет в местную администрацию запрос о выдаче справки о численности граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории создаваемого ТОС;
— согласовывает с местной администрацией подготовленный проект план-схемы создаваемого ТОС и границы ТОС;
— согласовывает с местной администрацией наименование ТОС и проект Устава ТОС;
— разрабатывает план мероприятий по подготовке и проведению учредительного собрания (конференции);
— организует разъяснительную работу среди населения о целях и задачах создаваемого ТОС.
На втором собрании граждан, выступающих с инициативой создания территориального общественного самоуправления, рассматриваются вопросы:
Важно помнить: В соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ:
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
При определении формы проведения учредительного мероприятия необходимо также руководствоваться положениями муниципальных правовых актов по вопросам создания ТОС, в части не противоречащих федеральному законодательству.
Учредительное собрание проводится в случаях: небольшого количества населения, проживающего на территории создаваемого ТОС, высокой активности граждан, возможности обеспечения кворума при принятии решений о создании ТОС.
Проведение учредительной конференции предпочтительнее в случаях:
— низкой активности населения;
— большого числа граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на соответствующей территории;
— невозможности обеспечения кворума при принятии решения ввиду невозможности обеспечения по тем или иным причинам высокой явки жителей соответствующей территории.
При принятии решения о проведении учредительной конференции:
а) необходимо определить норму представительства, т.е. какое количество делегатов должно представлять имеющееся количество жителей. При этом нужно предусмотреть возможные случаи неявки делегатов на конференцию;
б) определить порядок избрания делегатов на конференцию (в ходе проведения собраний с жителями или в заочной форме путем оформления подписных листов).
Этап 2
Подготовка к проведению учредительного мероприятия является важным этапом создания ТОС.
Одним из основных направлений работы инициативной группы на данном этапе является проведение разъяснительной работы с населением, доведения информации о целях создания ТОС, какие задачи будет решать ТОС и что даст создание ТОС жителям соответствующей территории.
На данном этапе необходимо:
Способы оповещения:
— размещение объявлений в общедоступных местах;
— опубликование объявлений в средствах массовой информации, на официальном сайте муниципального образования;
— путем обхода квартир (домов, частных подворий и т.д.);
— раскладыванием приглашений в почтовые ящики;
— и другое.
В объявлении обязательно должна содержаться информация: о дате, времени и месте проведения учредительного мероприятия, повестка дня, где можно ознакомиться с проектами Устава ТОС и другими учредительными документами.
При возникновении у жителей предложений о внесении изменений или дополнений в Устав или другие учредительные документы, такие предложения оформляются в письменном виде для последующего обобщения и рассмотрения на учредительном мероприятии.
Этап 3
Проведение учредительного мероприятия в форме собрания или конференции является обязательным условием образования ТОС.
В учредительном собрании принимают участие жители, постоянно проживающие на территории создания ТОС. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
В учредительной конференции принимают участие делегаты, избранные на собраниях жителей или путем заочного голосования, а также все желающие жители, достигшие 16-летнего возраста, постоянно проживающие на соответствующей территории. Жители, присутствующие на конференции не из числа избранных делегатов, принимают участие в работе конференции с правом совещательного голоса.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собрании граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Также в учредительном собрании (конференции) могут принимать участие представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса. Остальные приглашенные право голоса не имеют и имеют статус наблюдателей.
План проведения учредительного мероприятия:
— об учреждении ТОС;
— о наименовании ТОС;
— об организационно-правовом статусе ТОС (будет ли являться юридическим лицом);
— принятие Устава ТОС;
— установление структуры органов ТОС (Совет ТОС, Председатель Совета ТОС, Контрольно-ревизионная комиссия, Председатель Контрольно-ревизионной комиссии);
— избрание органов ТОС с указанием срока их полномочий;
— определение основных направлений деятельности ТОС;
— определение представителя, уполномоченного на осуществление регистрации Устава ТОС;
— иные вопросы.
Решение на собрании (конференции) считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции).
Решения, принятые на учредительном собрании (конференции) оформляются протоколом.
Требования к протоколу:
— должен содержать данные о дате и месте проведения;
— должно быть указано общее число участников учредительного собрания (избранных делегатов, имеющих право принимать решение на конференции количество делегатов);
— указываются принятые решения;
— подписывается председателем и секретарем;
— неотъемлемой частью протокола является Регистрационный лист участников собрания (конференции), который должен содержать следующую информацию: фамилия, имя, отчество; дата, месяц и год рождения; паспортные данные; место жительства. Регистрационный лист подписывается председатель и секретарем собрания (конференции);
— протокол вместе с Регистрационным листом участников собрания (конференции) должен быть пронумерован, прошит, склеен и заверен на склейке подписями председателя и секретаря.
Важно помнить: Протокол учредительного собрания (конференции) должен храниться у Председателя Совета ТОС. Жители соответствующей территории ТОС имеют право знакомиться с протоколом учредительного собрания (конференции), делать из него выписки.
Этап 4
В соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации Устава территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для регистрации Устава ТОС уполномоченное учредительным собранием (конференцией) лицо представляет в администрацию поселения в срок не позднее 10 дней со дня принятия следующие документы:
Регистрация Устава ТОС местной администрацией должна быть осуществлена в сроки, установленные соответствующим муниципальным правовым актом.
Администрация муниципального образования, как правило, в течение 30 дней с момента поступления документов:
в случае регистрации Устава ТОС
— вносит соответствующую запись в Реестр Уставов ТОС в муниципальном образовании;
— в срок не более 5 дней направляет заявителю: Устав ТОС с отметкой о регистрации и печатью администрации муниципального образования, свидетельство о регистрации ТОС, подписанной главой муниципального образования.
в случае отказа в регистрации Устава ТОС
— направляет заявителю мотивированное решение об отказе в регистрации Устава ТОС.
Основанием для отказа в регистрации Устава ТОС может быть несоответствие представленных документов требованиям законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования, регулирующих вопросы осуществления территориального общественного самоуправления; выявленных нарушений при проведении учредительного собрания (учредительной конференции) граждан; непредставления необходимых для регистрации устава документов.
В этом случае принимаются меры по устранению нарушений послуживших основанием для принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС.
В случае необоснованного отказа в регистрации Устава ТОС граждане имеют право на защиту своих прав в судебном порядке.
Этап 5
В части 5 статьи 27 Федерального закона от 06.03.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» указано, что ТОС может являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Важно помнить: вопрос о наделении ТОС статусом юридического лица должен быть обязательно определен в Уставе ТОС.
Порядок государственной регистрации некоммерческой организации определен в статье 13.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) принимается Управлением Минюста субъекта Российской Федерации.
Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании представляются следующие документы:
1. |
Заявление |
— подписывается уполномоченным лицом (далее — заявитель); — указывается фамилия, имя, отчество, место жительства и контактные телефоны. |
2. |
Учредительные документы некоммерческой организации |
— Устав ТОС в 3 экз. |
3. |
Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. |
— протокол учредительного собрания (конференции) в 2 экз. |
4. |
Сведения об учредителях. |
— 2 экз. |
5. |
Документ об уплате государственной пошлины. |
— квитанция |
6. |
Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. |
— сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа ТОС. |
7. |
При использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование. |
Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации:
Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.
Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы.
— дату и место проведения учредительного собрания (конференции);
— список учредителей — участников учредительного собрания (конференции); сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.);
— существо принятых решений и результаты голосования по ним;
— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
— фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря учредительного собрания (конференции), ответственных за составление протокола.
В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Настоящая Инструкция разработана с учетом обобщения опыта создания ТОС в различных регионах Российской Федерации. Отдельные положения Инструкции могут не соответствовать требованиям местных муниципальных правовых актов по вопросам создания ТОС.
Как правило, особенно много претензий возникает у администраций муниципальных образований к определенным в Уставе ТОС основным направлениям деятельности ТОС. Это связано с тем, что местные администрации крайне неохотно соглашаются с передачей ТОС части своих полномочий по решению вопросов местного значения, так как это влечет необходимость выделения им соответствующих бюджетных денежных средств.
Важно помнить: что законодателем под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
На практике деятельность большинства ТОС ограничивается патриотическим воспитанием и поддержанием чистоты и порядка на своей территории, что приводит к выхолащиванию самой идеи законодателя о целях создания ТОС.
Перечень основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления:
— за содержанием жилищного фонда;
— подготовкой жилищного фонда к работе в осенне-зимний период;
— содержанием и благоустройством территории;
— содержанием зеленых насаждений, водоемов;
— за соблюдением санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, осуществляемого в жилых домах, на территории ТОС.
Кроме того, между ТОС и местной администрацией могут заключаться дополнительные соглашения по различным вопросам участия ТОС в решении вопросов местного значения на своей территории.
Руководящим органам ТОС обязательно нужно помнить о необходимости обеспечения обратной связи с населением, проживающим на территории ТОС. Для этого необходимо:
— регулярно проводить собрания граждан, проживающих на территории ТОС, на которых принимать коллективные решения по наиболее важным направлениям деятельности, осуществлять отчеты о результатах хозяйственной и финансовой деятельности;
— организовать прием населения по личным вопросам в удобное для них время;
— информировать население о результатах деятельности ТОС в средствах массовой информации;
— применять меры материального и морального стимулирования к гражданам, проявляющим активную жизненную позицию и участвующих в деятельности ТОС.